Самой интересной формой обучения в нашей школе являются выезды – межпредметное интегративное погружение, когда всей школой мы выезжаем за город в пансионат или на турбазу, обычно на неделю в сентябре и на неделю в феврале. Живем и учимся на природе, вдали от семьи и привычной обстановки.
Образовательная программа нашей школы составлена так, чтобы ученики имели возможность выстраивать свое образование по четырем основным направлениям: учиться учиться, учиться делать, учиться взаимодействовать, учиться жить. Именно эти процессы мы и моделируем на каждом выезде.
Но есть и сложность – содержательную часть выезда вписать в программы школьных предметов. Ведь каждый выезд занимает немалую часть учебного времени. С другой стороны, речь идет не о 6 уроках, а о 12 часах активной образовательной деятельности в день. Такие погружения сочетают в себе игровую составляющую, командную и индивидуальную работу, обучение через деятельность. На выезде всегда есть место и время поработать головой и руками, заняться спортом и творчеством, пообщаться, получить опыт проживания и осмысления собственной деятельности.
Темы для выездов выбираются за два-три месяца, поскольку требуется немалая подготовительная работа всего педагогического коллектива. Тема выезда определяется по следующим критериям: во-первых, она должна содержать реальную интеграцию образовательных областей; во-вторых, иметь интересный игровой сюжет; в-третьих, наших ресурсов должно хватить для реализации замысла. То есть, если кратко, то тема должна быть: интересная, реальная, интегративная. Примером успешной интеграции стал выезд по теме «Звук». Физики определяли, как распространяется звуковая волна; биологи – как человек слышит и издает звуки; филологи изучали основы стихосложения; музыканты пели и играли на музыкальных инструментах, а информатики озвучивали фильмы. На каждом выезде нужно писать тексты и делать расчеты, поэтому математика и русский язык – это уже не изучение, а применение знаний на практике.
Цель выезда – познание мира и знакомство с разными методами познания. Поэтому на каждом выезде есть учебный блок, творческие и проектные мастерские, игровая коллективная деятельность, вечернее дело.
Но у каждого выезда есть свое Событие, особое по эмоциональному накалу и восприятию (причем это никогда не запланировать заранее, и у каждого оно свое), то дело, ради которого стило приехать.
Темами выездов последних лет стали:
- "Время" (Осенний выезд - 2021)
Завязка сюжетно-ролевой игры: выбраться из временной петли
Для этого необходимо было всесторонне изучить понятие "время" и установить предметные связи на карте понятий. Игра сопровождалась большим количеством физической активности, учебных занятий и мастерских.
- "Пространство" (Зимний выезд - 2022)
Завязка сюжетно-ролевой игры: спасти от закрытия университет Пространства.
Для этого необходимо было всесторонне изучить понятие "пространство" с точки зрения физики, геометрии, психологии, философии и др. Игра сопровождалась большим количеством творческой активности, учебных занятий и мастерских.
Темы выездов прошлых лет:
- Средневековье – «Хазарский словарь».
- Возрождение – «Я - Леонардо».
- Просвещение – «Гардемарины, вперед! Тайник канцлера Бестужева».
- Новое время – «XX век начинается».
- Новейшее время – «НАНОГРАД».